Каждый суслик - агроном.
Нет, это не пресловутый "сценарий совершеннолетия" и не "поздравление с юбилеем". Тем не менее, будучи формально гуманистом, Кролег расщедрился и выложил сценарий своей лит. постановки, за которую вся наша группа получила автомат (ну, за исключением чересчур альтернативно одаренных граждан). Итак, встречайте:
(далее - в каментах)
XIX век глазами XX
(далее - в каментах)
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Уже потом, в советское время, этот выросший «смуглый отрок» превратится в первейшего друга декабристов, к которому мог запросто зайти обсудить насущные проблемы Пестель. Вот как, например, это представил себе Давид Самойлов:
…Шел разговор о равенстве сословий.
- Как всех равнять? Народы так бедны,-
Заметил Пушкин,- что и в наши дни
Для равенства достойных нет сословий.
И потому дворянства назначенье -
Хранить народа честь и просвещенье.
- О, да,- ответил Пестель,- если трон
Находится в стране в руках деспота,
Тогда дворянства первая забота
Сменить основы власти и закон.
- Увы,- ответил Пушкин,- тех основ
Не пожалеет разве Пугачев...
- Мужицкий бунт бессмыслен...-
За окном
Не умолкая распевала Анна.
И пахнул двор соседа-молдавана
Бараньей шкурой, хлевом и вином.
День наполнялся нежной синевой,
Как ведра из бездонного колодца.
И голос был высок: вот-вот сорвется.
А Пушкин думал: "Анна! Боже мой!"
- Но, не борясь, мы потакаем злу,-
Заметил Пестель,- бережем тиранство.
- Ах, русское тиранство-дилетантство,
Я бы учил тиранов ремеслу,-
Ответил Пушкин.
"Что за резвый ум,-
Подумал Пестель,- столько наблюдений
И мало основательных идей".
- Но тупость рабства сокрушает гений!
- На гения отыщется злодей,-
Ответил Пушкин.
Впрочем, разговор
Был славный. Говорили о Ликурге,
И о Солоне, и о Петербурге,
И что Россия рвется на простор.
Об Азии, Кавказе и о Данте,
И о движенье князя Ипсиланти…
Воистину, как говорил Блок, мы знаем Пушкина – друга декабристов, Пушкина – друга царя, но всё это меркнет перед одним: Пушкин – поэт.
И даже Маяковский, призывавший сбросить Пушкина с корабля современности, в итоге нашел неплохого собеседника в лице знаменитого памятника великому поэту работы скульптора Опекушина.
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
Я тащу вас.
Удивляетесь, конечно?
Стиснул?
Больно?
Извините, дорогой.
У меня,
да и у вас,
в запасе вечность.
Что нам
потерять
часок-другой?!
Я
теперь
свободен
от любви
и от плакатов.
Шкурой
ревности медведь
лежит когтист.
Можно
убедиться,
что земля поката,—
сядь
на собственные ягодицы
и катись!
Вред — мечта,
и бесполезно грезить,
надо
весть
служебную нуду.
Но бывает —
жизнь
встает в другом разрезе,
и большое
понимаешь
через ерунду.
Нами
лирика
в штыки
неоднократно атакована,
ищем речи
точной
и нагой.
Но поэзия —
пресволочнейшая штуковина:
существует —
и ни в зуб ногой…
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы
по-моему
при жизни
— думаю —
тоже бушевали.
Африканец!
Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Мы б его спросили:
— А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года?—
Только этого Дантеса бы и видели.
Впрочем,
что ж болтанье!
Спиритизма вроде.
Так сказать,
невольник чести...
пулею сражен...
Их
и по сегодня
много ходит —
всяческих
охотников
до наших жен.
Хорошо у нас
в Стране Советов.
Можно жить,
работать можно дружно.
Только вот
поэтов,
к сожаленью, нету —
впрочем, может,
это и не нужно.
Ну, пора:
рассвет
лучища выкалил.
Как бы
милиционер
разыскивать не стал.
На Тверском бульваре
очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу
на пьедестал.
Мне бы
памятник при жизни
полагается по
чину.
Заложил бы
динамиту
— ну-ка,
дрызнь!
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Марина Цветаева. Бабушке.
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?
А там, где красавицы, там, как известно, и гусары. Помните знаменитого поручика Ржевского из «Гусарской баллады» - «гусарам неизвестно слово «нет». Впрочем, помимо «нет», есть много других известных гусарам слов, например, бой, сомнение, раздумья…
Булат Окуджава
Нужны ли гусару сомненья,
их горький и въедливый дым,
когда он в доспехах с рожденья
и слава всегда перед ним?
И в самом начале сраженья,
и после, в пылу, и потом,
нужны ли гусару сомненья
в содеянном, в этом и в том?
Покуда он легок, как птица,
пока он горяч и в седле,
врагу от него не укрыться:
нет места двоим на земле.
И что ему в это мгновенье,
когда позади - ничего,
потомков хула иль прощенье?
Они не застанут его.
Он только пришел из похода,
но долг призывает опять.
И это, наверно, природа,
которую нам не понять.
...Ну, ладно. Враги перебиты,
а сам он дожил до седин.
И клетчатым пледом прикрытый,
рассеянно смотрит в камин.
Нужны ли гусару сомненья
хотя бы в последние дни,
когда, огибая поленья,
в трубе исчезают они?
Сомненья, видимо, пустили глубокие корни не только в гусарах. Первая четверть 19 века ознаменовалась движением декабристов.
Каким же был «типичный декабрист» в повседневной жизни? С одной стороны, это был человек действия. В этом сказывалась их установка на практическое изменение существовавшего тогда политического строя. С другой стороны, это романтик, мечтатель, непременно дворянин. Хотя целью движения и было действие, основной формой этого действия, как ни парадоксально, являлось речевое поведение декабристов. Трудно назвать другую эпоху русской жизни, когда устная речь – разговоры, дружеские речи, беседы, проповеди, гневные филиппки – играла такую бы роль. От момента зарождения движения до трагических событий на Сенатской площади декабристы поражают своей «разговорчивостью», стремлением к словесному выражению своих чувств и идей. Это давало возможность – с позиций более поздних норм и представлений – обвинить декабристов во фразерстве и замене действий словами.
Осип Мандельштам. Декабрист.
Тому свидетельство языческий сенат,-
Сии дела не умирают`
Он раскурил чубук и запахнул халат,
А рядом в шахматы играют.
Честолюбивый сон он променял на сруб
В глухом урочище Сибири,
И вычурный чубук у ядовитых губ,
Сказавших правду в скорбном мире.
Шумели в первый раз германские дубы,
Европа плакала в тенетах,
Квадриги черные вставали на дыбы
На триумфальных поворотах.
Бывало, голубой в стаканах пунш горит,
С широким шумом самовара
Подруга рейнская тихонько говорит,
Вольнолюбивая гитара.
Еще волнуются живые голоса
О сладкой вольности гражданства,
Но жертвы не хотят слепые небеса,
Вернее труд и постоянство.
Все перепуталось, и некому сказать,
Что, постепенно холодея,
Все перепуталось, и сладко повторять:
Россия, Лета, Лорелея…
Вольнодумцы и романтики, думали ли они, что положили начало разрушению своего мира? Пройдет полстолетия, и революционное движение покажет звериный оскал террора. «Ах, декабристы, не будите Герцена», - иронизировал Наум Коржавин. Но Россия была все-таки разбужена и разрушена. Интересно, как оценивали творцы истории последствия деяний рук своих?
Кирилл Ковальджи «Вера Фингер и Николай Морозов»
Молодые влюбленные Вера и Коля,
Ни к чему вам Женевского озера сага…
Подведет вас слепая жестокая доля,
Благородно-преступная ваша отвага.
Где убийство царя? Где «Народная воля»?
Казематы во имя всеобщего блага…
Доживете вы оба до красного флага,
До империи новой, до царства ГУЛАГа…
Что вам думалось в старости, Вера и Коля?
Как это всегда бывает, высокие идеалы не выдержали столкновения с реальностью. Тогда, в конце 19 века, это казалось невозможным. Люди верили не только в прогресс техники, но и в прогресс человека. И такая вера не была лишена оснований. В самом деле, извольте видеть: дымят поезда и пароходы, передовая интеллигенция (тогда еще не «вшивая») поддерживает или, по крайней мере, сочувствует революционерам… Скоро всё это закончится, еще чуть-чуть – и задымят другие пароходы, в их трюмах поплывут будущие аборигены архипелага ГУЛАГ, старые фотографии и бумаги сожгут или аккуратно приложат к делу, а русская литература разделится на советскую и эмигрантскую. Но пока всё неплохо, как будто бы.
М. Синельников. Детство матери
Девочка плыла за пароходом,
И в нее швыряли шоколад,
Апельсины слали ей по водам
Восемьдесят с лишним лет назад.
Этот мир так празднично-внезапен,
И огни бежали в черноту…
Бунин или, может быть, Шаляпин
С дамой в белом были на борту.
По Оке гуляй и вояжируй,
Выдь на Волгу в обществе гуляк!
Уплывали эти пассажиры
И уплыли в Ниццу и ГУЛАГ.
«Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем», писал Булат Окуджава. И всё-таки иногда так хочется если не воротить, то остановить мгновенье. Например, где-то там, на самом стыке двух веков, пока в двери гуляк 19 века не постучали суровые часовые революции 20-го. Пусть замедлит свое течение Нева, застынут облака, а золоченые амуры, хранители часов, отвернутся на минутку. И словно на полотне живописца перед нами встанет портрет 19 века: противоречивый, контрастный и обладающий той волшебной притягательностью, которая свойственна всему безвозвратно ушедшему, далекому, но такому родному.
Евгений Блажеевский, Памяти бабушки
За стеклами хлопья витали,
Разъезжая площадь пуста.
В ночные безбрежные дали
Вокзал отпустил поезда.
И с Богом!...
Когда отъезжали
Тоску за границей лечить,
Дома Петербурга бежали,
Стремясь на подножку вскочить.
Красавица в шубке, ужели
Грядущего груз по плечу?
Железной верстою Викжеля
За вашим составом лечу.
А вы улыбаетесь тонко
Какому-то звуку в себе…
Всего вам, родная, только
Не думайте о судьбе.
Живите в беспечном угаре
На грани любви и греха…
Пусть после на грязном базаре
И кольца уйдут, и меха.
Летите сквозь промельк нечастый
Огней за кромешной чертой…
Пусть после ваш мальчик несчастный
Оставит меня сиротой.
Я буду амуром сусальным
Незримый полет совершать,
Над вашим сидением спальным
Стараясь почти не дышать.
Живите, пока еще рано
Платить за парчу и атлас…
Я после Ахматову Анну
Прочту как посланье от вас.
А нынче, безмолвие кроя,
Свистит вылетающий пар,
И, словно забрызганный кровью,
Во мраке летит кочегар…
(звучит романс «Кавалергарды, век недолог»)
Также лит. композицию сопровождала музыка - Чайковский (Сентиментальный вальс; Вальс из балета "Спящая Красавица"), Свиридов (вальс из "Метели"). Использована глава "Декабрист в повседневной жизни" из цикла лекций М.Ю. Лотмана.
(с)